Ознакомиться с графиком автобусных авторских туров на ближайшие даты можно тут

Таинственное полесье: люди и камни


sawyhe8u80o9h0boryjymabo08f7q31k (1).jpg


У кого-то Масленица, а у жителей местечка Тонеж - «ЧЫРАЧКА». Так называют красивый старинный обряд, доставшийся селянам от далеких предков. Отмечают его в последний день Масленицы. А совсем рядом находятся знаменитые КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ древнего Турова.

tild6439-3534-4361-a363-353766303134____10-010320.jpg

ТОНЕЖ и "ЧЫРАЧКА"
Замечен обряд зазывания весны «Чырачка» был в 1916 году, сколько же ему на самом деле лет, сказать сложно. За эти годы в действо добавились новые элементы. Тот, что древнее всего, — традиция залезать повыше и, обращая взор в небо, звать весну. «Чырачка» — это птичка, которая прилетает с напоминанием, что пора весну встречать. Здесь, в Тонеже, прообразом обрядовой птички стала уточка, либо чирок-свистунок, либо чирок-трескунок, которые весну зовут забавным «триканьем».
Вот как вспоминает «Чырачку» жительница агрогородка Тонеж и одна из хранительниц обряда Валентина Атаманчук: «Лезлi на хлеўчык, на сарайчык цi на стагi сена i гукалi вясну: «Агу, вясна, агу, красна! Што ж ты нам прынясла? Каб малым дзеткам па яечку прынясла, а старым бабкам па кiёчку». Старая бабка ўжо не можа iсцi, таму ёй даюць кiёчак у рукi. На «Чырачку» абавязкова трэба яйкi варыць. Тады ж не было такога дастатку. Мацi наварыць яек, блiнцы спячэ. Дадуць нам па два блiны, яечка, i мы iдзём на хлеў гукаць вясну».

9b40528f039bbb84c07ea61d21dcbf80.jpg

Субботним вечером в деревянной хатке четыре женщины неспешно готовят крутое тесто. Одна муку просеивает, другая масло, сахар и соду подает, третья следит, как в печи разгораются дрова… Все вместе раскатывают скалкой тесто в сантиметр толщиной и прикладывают к нему картонную форму. По этому образцу вырезают фигурки птичек. Хвостик трехконечный, на головке может получиться чубчик, как у уточки. И, конечно, глазки.
tild6666-6664-4366-b034-376563386164____11-010320.jpg

Поют в Тонеже знатно. Все наши героини — участницы народного коллектива «Тонежанка». Сколько десятков разножанровых песен знают, с ходу и не ответят. В середине 1980-х они были именитым хором, известным далеко за пределами селения и самой Беларуси. Гомель, Минск, Москва, соседняя Польша — география выступлений коллектива широка, дипломов и грамот разного уровня тоже хватает. Песня, которой нас встречали, главная обрядовая «Ой, чирочка». На местном наречии она звучит так:
Ой, гу, весна! Ой, гу, красна!
Ой, шо ж ты нам вунесла?
Ой, чiрочко, пташэчко,
Не залетай далечко,
Не занось мого веньчыка,
Бо мой веньчык — потрэбчык.
Трэба братка жэнiцi,
А сестрыцу замуж оддаваць…
1020808098_0_0_2000_1333_600x0_80_0_1_504fe8fb10f7356f07c37806e9ff8ad2.jpg.webp

Воскресным утром в последний день Масленицы начинается подготовка к шествию на гору за селением. Еще один главный атрибут обряда — елка, которую украшают самодельными цветами. Зеленая красавица в ярком убранстве — символ продолжения рода. Украшают ее молодые девчушки и приговаривают: «Ой ты, ёлочко, зелена ў бору стояла — шумела, на горе стала — засьяла».
tild6439-3534-4361-a363-353766303134____10-010320.jpg

Сегодня в Тонеже традиция усаживать украшенную елочку высоко на дерево сохранилась. Выходя из хаты, селяне умываются из кадушки талой водой — это на здоровье, чтоб болезнь не прицепилась. Затем выносят елочку и чучело зимы. Встарь в обряде «Чырачка» не было чучела, такой элемент обряда появился в его более современной версии.
tild3434-3733-4836-b637-323338343236__dji_0842.jpg

С песнями участники обряда направляются к Черничевской горе. Кто постарше — едет на телеге, запряженной лошадью. Остальные — пешком. Нести елочку положено молодому пареньку — он впереди шествия. Чирочки-печенья уложены в корзиночки, но до горы доедет не вся выпечка, раздадут местным жителям, которых встретят по пути. Так это делали и наши предки.

a3e098d1348bde37a8da2929e069f189.jpg

Вовсю разгораются два костра. На одном сало жарят, картошку варят и блины с яичницей пекут. Все это с домашними соленьями и колбасками выставляют на скатерти прямо на земле и угощаются. На другом кострище сжигают чучело зимы. Вместе с ним огонь уносит и все плохое, что было в прошлом, все хвори и беды. Считается, что, если чучело медленно сгорает, — весна не торопится, ждать ее придется. В этот раз Морана (так чучело зимы в разных странах зовут) сгорела, едва вспыхнув. Это значит, что весна совсем уже рядом.

reka-pripyat-9 (3).jpg

Древний Туров и каменные кресты
Серд­це По­ле­сья — древний го­род ТУРОВ. В пись­мен­ных ис­точ­ни­ках го­род впер­вые упо­ми­на­ет­ся в "По­ве­сти вре­мен­ных лет" под 980 г. Средневековый Туров яв­лял­ся круп­ней­шим у во­сточ­ных сла­вян куль­тур­ным и ре­ли­ги­оз­ным цен­тром, цен­тром пись­мен­но­сти и ле­то­пи­са­ния. Мощенные кам­нем улоч­ки, уют­ные деревянные до­ма с солярными дисками на фронтонах, с узорчатыми водосточными и печ­ны­ми тру­ба­ми, утопающие в цветах палисадники — здесь со­хра­ни­лась са­мо­быт­ная бо­га­тая куль­ту­ра на­ро­да.
fundam_ch02747_d310 (2).jpg

В ТУРОВСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ мы увидим фундамент церк­ви XII ве­ка, познакомимся с мно­же­ством ар­те­фак­тов древ­не­го го­ро­да.
В Ту­ро­ве в XII в. жил и тво­рил об­ра­зо­ван­ней­ший че­ло­век сво­ей эпо­хи — по­эт, фи­ло­соф, про­све­ти­тель, тео­лог и про­по­вед­ник епи­скоп Ки­рил­ла Ту­ров­ский. На древней Зам­ко­вой го­ре уста­нов­лен ему па­мят­ник.
turov-pam (2).jpg

А на северо-запад от Зам­ко­вой го­ры рас­по­ло­же­но ста­рин­ное Бо­ри­со­глеб­ское клад­би­ще. Здесь Вы уви­ди­те со­хра­нив­шу­ю­ся древ­нюю Все­свят­скую цер­ковь 1810 г., до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью ко­то­рой яв­ля­ют­ся два двухметровых ка­мен­ных креста, ко­то­рые, по преданию, приплыли про­тив течения в Туров из Киева. Третий зна­ме­ни­тый ка­мен­ный крест — в прямом смысле сло­ва "рас­тет" на клад­би­ще сра­зу за Туровом…

photo1jpg (2).jpg

Уви­дим мы и уни­каль­ный при­род­ный объ­ект — ТУРОВСКИЙ ЛУГ. Во вре­мя сезонных миграций здесь на от­дых останавливаются миллионы перелетных птиц, а мно­гие из них гнездятся здесь. Ежегодные разливы пре­вра­ща­ют его в сеть ост­ро­вов, на ко­то­рых кулики, чай­ки, утки и дру­гие птицы устраивают настоящие колонии.
unnamed (6).jpg



Не нашли? Жмите чтобы оставить заявку!
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Настроить Принять все
Cookies