WOW! Об этом часто не рассказывают экскурсоводы: 

Хатынь-Музей истории Великой Отечественной Войны


Маршрут

Гомель - Мемориальный комплекс "Хатынь" - Минск "Музей ВОВ" - Гомель


750 км

на автобусе туркласса


3 дня

на велосипеде


7 дней

пешком


27 лестниц

на маршруте пешком





так что же часто не рассказывают экскурсоводы?

"Хатынь"

Доподлинно известно, что решение о возведении Мемориального комплекса "Хатнынь" в Логойском районе было принято ЦК КПБ в январе 1966 года. В марте следующего был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор — народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

Трагедия в Хатыни многократно описывалась в литературных источниках, но не все знают причину столь жуткой расправы над жителями этой местности... Весьма развернутый исторический ответ в своем произведении "Петр Машеров: падение вверх" даёт белорусский историк Л.Дроздов

"В 1943 году белорусские партизаны несколько раз нанесли чувствительные точечные удары по живой силе противника. Пусть речь идет не о масштабных сражениях, но о каждом из этих случаев становилось известно лично канцлеру и главнокомандующему Германии Адольфу Гитлеру. И если в марте 1943 года партизаны застрелили обладателя золотой олимпийской медали в толкании ядра Ганса Вёльке, то уже в сентябре взорвали гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Непосредственно с убийством первого связана трагедия Хатыни. Известно, что 21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из бригады дяди Васи. Под этим именем скрывался партизанский командир Василий Воронянский. Утром 22 марта партизаны ушли в сторону Плещениц. Им навстречу примерно в это же время в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118- го батальона 201-й немецкой охранной дивизии. В легковушке находился олимпийский чемпион и по совместительству шефкомандир первой роты капитан полиции, направлявшийся на аэродром в Минске. Дорога проходила через лес. По пути колонна остановилась на лесозаготовке. На вопрос, нет ли поблизости партизан, работавшие там женщины из деревни Козыри ответили, что никого не видели. И колонна во главе с Вёльке двинулась дальше. Однако буквально через триста метров она нарвалась на партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» из бригады дяди Васи. В перестрелке немцы потеряли трех человек, включая Ганса Вёльке. Гибель олимпийского чемпиона разъярила гитлеровцев. Ганс Вёльке, ставший в 1936 году чемпионом Олимпийских игр, был их гордостью, олицетворением превосходства арийской нации. Свою золотую медаль он получил лично из рук фюрера. Немцы стали прочесывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта окружили деревню Хатынь. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте. И даже предположить не могли, что станут жертвой принципа общего коллективного наказания — бесчеловечного принципа, нарушающего все правила и обычаи ведения войны. А вот партизанам было хорошо известно, что фашисты придерживаются его повсеместно и что каждая удачная вылазка лесных мстителей оборачивается кровавой трагедией для мирного населения (в первый же день после убийства Вильгельма Кубе было расстреляно триста заключенных минской тюрьмы). Активными участниками хатынской расправы были и граждане СССР, перешедшие на службу германскому рейху. Командир взвода карателей Василий Мелешко, заподозрив женщин с лесозаготовки в пособничестве партизанам, вызвал подкрепление из батальона «Дирлевангер». По его приказу двадцать шесть женщин расстреляли, а остальных отправили в Плещеницы. Жителей же Хатыни полицейские согнали в колхозный сарай и заперли в нем. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Сарай обложили соломой, облили бензином, и переводчик полицейский Лукович поджег его. Деревянный сарай мгновенно вспыхнул. Однако люди не оставляли надежды и пытались вырваться из огненного плена. Под напором десятков человеческих тел рухнули двери. Но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулеметов. Сгорело заживо сто сорок девять жителей деревни, из них семьдесят пять детей младше шестнадцати лет. Спастись тогда удалось только двум девушкам, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позже оккупанты сожгли и эту деревню, так что девушки погибли. Из находившихся в сарае детей в живых остались только семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Один укрылся за телом матери, другого, тяжелораненого, немцы приняли за убитого. Из взрослых выжил лишь пятидесятишестилетний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненный, он пришел в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Но ему пришлось пережить еще один тяжелый удар: среди трупов односельчан он нашел своего сына Адама, и мальчик скончался на руках у отца (он получил сильные ожоги и был смертельно ранен в живот). Кстати, именно Иосиф Каминский с сыном Адамом стали прототипами знаменитой скульптуры «Непокоренный». Итак, до войны в Хатыни было двадцать шесть домов, проживало сто пятьдесят шесть человек. 22 марта 1943 года сожгли сто сорок девять человек, убили двадцать шесть женщин на лесозаготовке. Деревня была полностью уничтожена. Непомерно высокая цена за смерть олимпийского чемпиона и еще двух представителей немецкой армии! Вот так расплачивались жители Белоруссии за удачные акции партизан. И еще один важный исторический факт. До 1964 года на могиле жителей Хатыни стоял скромный памятный знак. А в 1964- м был установлен памятник «Скорбящая мать». После открытия мемориального комплекса его перенесли в другое место" .

Читать полностью Главу 25. "Хатынь" произведения "Петр Машеров: падение вверх".  


Музей ВОВ

30 сентября 1943 г.

ЦК КП(б)Б постановил «создать музей по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну», временно разместив его в здании Государственного исторического музея в Москве на базе выставки «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской». Выставка была открыта еще в начале ноября 1942 г. В экспозиционных залах посетителям были представлены материалы (313 экспонатов), полученные с оккупированной территории Беларуси Республиканской комиссией по сбору документов и материалов Отечественной войны.
В фондах музея сохранилась радиограмма от 18 октября 1943 г. под грифом «совершенно секретно», адресованная командиру партизанского отряда им.Кутузова Барановичской области Г.П. Журейко уполномоченным ЦШПД и ЦК КП(б)Б по Барановичской области генерал-майором Платоном (партизанский псевдоним Героя Советского Союза В.Е. Чернышева) следующего содержания: 

«Для музея истории партизанского движения в Беларуси необходимо сохранить и представить к нам документы, характеризующие жизнь и деятельность партизан, печатные и рукописные партизанские издания (стенгазеты, листовки, если таковые печатаны, и т.д.), фотографии с подробными объяснительными текстами, документы убитых высших чиновников, срезанные немецкие погоны, захваченные у немцев знамена, документы и др.».

16 июля 1944 г.

В штат музея были зачислены первые сотрудники: В.В. Саблин, П.Н. Гончаров, Н.С. Абрамов, художники С.Г. Романов, А.С. Бархатков, Г.Ф. Бржовский. 1 августа 1944 г. был назначен директор музея – Василий Демьянович Стальнов, который с июня 1942 г. являлся ответственным секретарем комиссии ЦК по сбору документов и материалов Великой Отечественной войны. По архивным данным, в 1944 г. в музее работали 28 сотрудников.

Руководство БССР приняло решение выделить для музея одно из немногих уцелевших в центре Минска зданий – Дом профсоюзов на площади Свободы.

Музей занимал довольно большую по тем времена площадь – 1 248 кв.м. Под экспозицию было выделено 25 залов. В этом же здании находились общежитие и квартиры сотрудников.

26 августа 1944 г.

По распоряжению П.К. Пономаренко, группа научных сотрудников музея выехала в Москву с целью вывоза оттуда в Минск экспонатов выставки «Белоруссия живет…» и юбилейной выставки белорусских художников, посвященной 25-летию БССР.

В то же время активно шел ремонт здания, поступали новые экспонаты от бывших партизан, подпольщиков, временно находившихся в Минске фронтовиков, вернувшихся из эвакуации жителей Беларуси. Вскоре началась кропотливая работа по подготовке музея к открытию.

1 мая 1947 г.

В январе 1946 г. музейный коллектив возглавил новый директор Н.Е. Граков – человек, имевший большой опыт работы и отлично знавший музейное дело. Именно под его руководством в музее открылись новые разделы экспозиции. На основе первых тематических выставок и новых разделов к 1 мая 1947 г. была открыта первая стационарная экспозиция.

После чего сотрудниками музея стало уделяться больше внимания научно-просветительской работе. Помимо традиционных экскурсий по музею, они начали активно проводить лекции на предприятиях и в учреждениях Минска, в колхозах и совхозах; экскурсии по местам боев Красной Армии и партизан на территории Минской области; создавали передвижные тематические выставки.

Середина 1960-х – начало 2000-х гг.

Из-за аварийного состояния Дома профсоюзов на площади Свободы музей был временно перемещен в здание по ул. К. Маркса, 12.

Однако уже через полтора года музей снова сменил свой адрес. Распоряжением Министерства культуры БССР он был перемещен во вновь построенное здание на Центральной (сегодня – Октябрьской) площади, по Ленинскому проспекту, 25а (ныне – проспект Независимости), где в рекордные сроки была смонтирована и 20 февраля 1966 г. открыта экспозиция первого этажа, а в ноябре 1967 г. – всего музея.

24 апреля 2010 г.

В ходе проведения Республиканского субботника на месте будущего здания музея Президентом Республики Беларусь была заложена капсула времени с посланием потомкам. Аналогов столь значимого для страны музейного проекта в истории республики еще не было.

Величественное здание никого не оставляет равнодушных. Оно располагается полукольцом на возвышенности у обелиска «Минск – город-герой». Центральный фасад здания решен в виде символического салюта Победы, в лучах которого расположены десять знаковых событий времен войны – от обороны Брестской Крепости до водружения Знамени Победы над Рейхстагом. Общая площадь музея – более 15000 кв.м. Экспозиция располагается на 4-х этажах в 11 залах суммарной площадью – свыше 4000 кв.м.

2 июля 2014 г.

В канун празднования 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков при участии Президента Республики Беларусь и Президента Российской Федерации была открыта экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

В экспозиции новых залов хронологические рамки расширены (1920 – 1950 гг.), что объясняется необходимостью показать причины Второй мировой войны, а также представить материалы первых послевоенных лет восстановления, чтобы раскрыть – как продолжение ратного подвига – трудовой подвиг белорусского народа, в кратчайшие сроки поднявшего израненную страну из руин. Так в музее появились новые экспозиции: «Мир и война», «Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны», «Дорога войны», «Беларусь после освобождения. 1944 – 1950 гг. Память о войне», «Наследники Великой Победы».

Прежние экспозиции в новом здании были дополнены новыми тематико–экспозиционными комплексами: «Фронтовой быт», «Фронтовая медицина», «Партизанский быт», «Жизнь горожан и сельских жителей в условиях оккупации» и др.

Специфика художественного оформления новой экспозиции заключается в широком использовании реконструкций. Главная их задача – создать условия для максимального погружения посетителя в историческую среду.

Использование звуковых эффектов (голоса, шумы, музыка) способствуют еще более глубокому воздействию на эмоциональное восприятие событий войны. Информационные терминалы и мультимедийные экраны, интегрированные в экспозиционное пространство, позволяют демонстрировать большое количество видеоматериалов, изображений подлинных документов и справочных материалов.

Сегодня Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны является самым популярным в Беларуси: каждый год его посещают около 570 000 человек. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов из более, чем 100 государств мира.

Музей стал сокровищницей знаний для тех, кто желает и умеет извлекать мудрые уроки из прошлого. Этот объект был и всегда будет местом живой народной памяти.

Путешествуй дешевле

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ СКИДОК И УНИКАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (БЕЗ СПАМА)

Жми подписаться
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Настроить Принять все
Cookies